logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Судебная защита товарного знака в рамках гражданского законодательства

15.07.2013

Буквально вчера, вновь образованный в Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам начал свою работу и стал принимать первые исковые заявления и кассационные жалобы. Однако, как бы того не хотели некоторые представители бизнеса и их клиенты, Суд по интеллектуальным правам в первой инстанции будет рассматривать далеко не все правовые споры из сферы защиты интеллектуальной собственности. Иными словами, для части категорий дел административный порядок (Палата по патентным спорам Роспатент) и судебный порядок (арбитражные суды субъектов РФ) – никуда не исчезли.

То же касается и вопроса разграничения компетенции в спорах по товарным знакам и знакам обслуживания.

Зарегистрировать, в установленном порядке, свое уникальное обозначение – словесное или графическое, комбинированное или объемное – это еще половина успеха. Нужно уметь грамотно его защитить. Возможными способами защиты выступают административные и судебные. Административные способы не ограничиваются Палатой по патентным спорам, к примеру, в случае рассмотрения вопроса об оспаривании предоставления правовой охраны товарному знаку. К ним можно также отнести обращение в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о запрете недобросовестной конкуренции по смыслу п. 4, ч. 1, ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ. Также не следует забывать и об административной и уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака.

Зачастую нечистые на руку конкуренты не гнушаются использованием Вашего разрекламированного и зарекомендовавшего себя на рынке товарного знака (далее – ТЗ). Для грамотного построения последующей защиты нужно четко понимать, что есть две категории обозначений. Первая – это товарные знаки схожие с Вашим товарным знаком по субъективному впечатлению. Вторая категория – это не зарегистрированные в Роспатенте обозначения. Разница заключается в том, что каждый товарный знак регистрируется по выбранным заявителем классам Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ). И оспорить регистрацию товарного знака зарегистрированного в отношении чая, обладая пусть и схожим товарным знаком, но в отношении транспортных услуг вряд ли получится. Но если ТЗ конкурентов зарегистрирован в одном и том же классе МКТУ, что и ваше обозначение, либо в классах, которые могу быть признаны схожими, то оспорить такую регистрацию у Вас есть все шансы (при условии временного приоритета Вашего обозначения).

Во втором случае, если Вы обнаружили на рынке обозначение, схожее по вашему мнению с товарным знаком, используемым Вами для продвижения определенных товаров и(или) услуг и используемое конкурентом для индивидуализации тех же товаров и(или) услуг, то скорее всего это обозначение не зарегистрировано в качестве ТЗ. Данный вывод объясняется очень просто – согласно п. 6 ст. 1483 ГК РФ не допускается регистрация обозначений, схожих до степени смешения с товарными знаками др. лиц, охраняемыми в РФ.

Защита права на товарный знак, в рамках гражданского законодательства, определена § 2, гл. 76, части 4 ГК РФ. В статье 1515 ГК РФ установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Необходимо отметить, что законодатель четко относит товары, этикетки и т.п., на которых незаконно размещен чужой товарный знак, либо схожее с ним до степени смешения обозначение к контрафактным. Соответственно такие товары, упаковки и т.п. подлежат уничтожению, изъятию из оборота, удалению спорного обозначения за счет нарушителя. Вместо возмещения понесенных убытков правообладатель может потребовать, по своему усмотрению, выплаты компенсации. Компенсация может определяться по усмотрению суда, в зависимости от обстоятельств дела, не выше цены иска, заявленной истцом, в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Или же, в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В случае судебной защиты и выбора варианта взыскания с нарушителя компенсации от 10 тыс. до 5 млн. руб. суд самостоятельно решает вопрос о причитающейся Вам сумме, однако не больше заявленной. Кроме того, в таком случае истцу не придется доказывать размер понесенных им убытков, из-за неправомерных действий нарушителя. Нужно лишь доказать факт использования Вашего обозначения третьим лицом (в любом случае).

Что касается взыскания двукратного размера стоимости права использования Вашего товарного знака, то здесь не стоит полагаться на усредненные значения, применяемые при сравниваемых обстоятельствах. Нужно исходить из того, что все товарные знаки разные, может быть и абсолютно разнонаправлена деятельность их правообладателей. Зачастую бывают не сравнимы и рекламные затраты на продвижение своего бренда и активы компании правообладателя. В любом случае целесообразнее всего, для определения точной рыночной стоимости Вашего ТЗ, обратиться к профессиональному оценщику. Во-первых, Вы получите документально подтвержденную сумму к взысканию, а во-вторых, в случае положительного исхода дела, сможете отнести расходы на оценку ТЗ к взысканию с ответчика, как судебные расходы. Но смысл производить оценку товарного знака есть только тогда, когда Вы точно уверены, что сможете доказать длящееся незаконное использование Вашего обозначения, поскольку даже если схожее обозначение используется третьим лицом сегодня, суд объективно не сможет определить период его использования до Вашего обращения с иском.

Одним из наиболее важных моментов, который необходимо учитывать при обращении в суд, за защитой нарушенного права на товарный знак – это «сходство до степени смешения». Законодательно рассматриваемый термин не закреплен. Это сугубо оценочная категория, которая зиждется на признаках фонетического, графического и семантического сходства спорных обозначений. Данные признаки подробно рассмотрены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32, далее – Правила). Так, согласно Правил, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В любом случае, вопрос о сходстве Вашего товарного знака и используемого третьим лицом обозначения будет решаться судом и что для Вас очевидно, может быть не так однозначно для судьи. Поэтому есть смысл до подачи искового заявления заручиться поддержкой профессионала в области патентных споров. Это бывает полезно для свежего, беспристрастного взгляда на назревающий конфликт, а также для формирования соответствующей доказательной базы для последующего представления в суд. Кроме того, профильный специалист, оказывающий подобные юридические услуги, знаком с существующей на сегодняшний момент судебной практикой подобных споров и сможет оценить реальное сходство рассматриваемых обозначений.

Филиппов Константин Александрович


Теги:  товарный знак  Интеллектуальная собственность  патент  интеллектуальные споры  возмещение убытков  компенсации



Опубликовать:

Отзывы

31.10.2016 elmelm00

Наш коллектив благодарит за постоянную работу с нами специалистов по регистрации товарного знака! Удачи вас в работе и успехов!
Источник: Flamp

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее