logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Налог на добавленную стоимость при экспорте товаров в Казахстан

21.11.2012

В настоящее время все больше и больше организаций в целях увеличения объемов продаж заключают договора с иностранными контрагентами. В этой статье попробуем разобраться в торговых операциях с покупателями из Казахстана, в частности в порядке применения и обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров из России в Республику Казахстан.

Взаимоотношения российских организаций с казахскими контрагентами регулируются Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», утвержденным 11 декабря 2009 года (далее по тексту - Протокол о товарах). Данный Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительствами России, Белоруссии и Казахстана «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25 января 2008 года.

Упрощенный алгоритм операций экспортера товаров, вывезенных из Российской Федерации в Республику Казахстан, можно представить в следующем виде.
  1. Отгружаем продукцию (товары) в Республику Казахстан.
    При оформлении отгрузки, продавец должен составить товарную накладную, а также  счет-фактуру, выделив налоговую ставку НДС 0%. Необходимости проставлять какую-либо пометку налогового органа на счете-фактуре не возникает.
    Налогоплательщик также должен восстановить входной налог по товарам, отгруженным на экспорт. Это следует сделать не позже квартала, в котором совершилась отгрузка. А также если НДС по экспортным товарам был предъявлен к вычету. Данное требование закреплено в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ с 01.10.2012 года. Сумму налога, восстановленного по отгруженным товарам, следует отразить в налоговой декларации по НДС в разделе 3 строчке 100.

  2. Собираем комплект документов для обоснования ставки НДС 0%.
    Для сбора документов предоставляется сто восемьдесят календарных дней со дня передачи товара на экспорт. Для того чтобы подтвердить произведенный экспорт, понадобятся следующие документы:
    - договор на продажу товаров в режиме экспорта в Казахстан;
    - заявление o ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза, уплаченных суммах косвенных налогов» утверждена форма такого заявления. На данном заявлении необходимо проставить отметку налоговой инспекции Казахстана об уплате НДС, либо другом порядке исполнения налоговых обязательств;
    - транспортные или товаросопроводительные документы, которые доказывают вывоз товара в Республику Казахстан в режиме экспорта.
    Надо отметить, что в Протоколе о товарах кроме вышеперечисленных документов, следует предоставить выписку банка. Тем не менее, с 01.10.2011 года внесенные изменения в Налоговый кодекс РФ исключили из перечня документов, обосновывающих экспорт товара в Беларусь и Казахстан, банковскую выписку (п. 1 ст.165 НК РФ).

  3. Декларируем экспортную отгрузку товаров в Казахстан.
    Отгрузка товара в Республику Казахстан будет отражена в разделе 4 налоговой декларации по НДС, если экспорт подтвержден, и в разделе 6 декларации, если экспорт не подтвержден.
    При этом если товары облагаются в России по налоговой ставке 18%, то следует указать код операции экспорта 1010403, а если по налоговой ставке 10% - то код 1010404.
Если налогоплательщик своевременно собрал весь комплект документов, доказывающих нулевую ставку налога, то реализацию товаров и налоговые вычеты по ним, нужно отразить в разделе 4 декларации по НДС в налоговом периоде, когда собраны документы. Комплект подтверждающих документов подается в налоговый орган вместе с налоговой декларацией.

В том случае, когда налогоплательщик не уложился в отведенный срок, то отгрузка товаров вместе с налоговыми вычетами отражаются в разделе 6 налоговой декларации. Данный раздел включается в уточненную декларацию за квартал, когда были экспортированы товары (Письмо Минфина России № 03-07-15/131 от 06 октября 2010 года). Налогоплательщик заплатит налог на ставке 18% либо 10%, а впоследствии при сборе полного пакета документов, обосновывающих нулевую ставку, уплаченный НДС примет к вычету (п. 3 ст. 1 Протокола o товарах).

На сумму уплаченного несвоевременно налога, начисляются пени. Однако до сих пор остается спорным вопрос даты, с которой начинают течь пени. Имеются письма Минфина и ФНС, в которых указано, что пени начинают начисляться со следующего дня после срока уплаты НДС по итогам налогового периода. Тем не менее, арбитражные суды полагаются, что пени необходимо начислять со 181 дня после реализации в режиме экспорта (Постановление Президиума ВАС РФ № 15326/05 от 16 мая 2006 года, Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А28-7966/2007-325/23 от 12 мая 2008 года).

Налогоплательщик, собравший впоследствии комплект документов, подтверждающих экспорт, подает налоговую декларацию по НДС в квартале, когда это произойдет. В декларации заполняется раздел 4, а именно:
- стоимость товаров, отгруженных на экспорт,
- сумму налога, подлежащего вычету,
- сумму налога, начисленного ранее по неподтвержденной экспортной отгрузке в разделе 6, теперь принимаемого к вычету,
- НДС, ранее предъявленный к возмещению в разделе 6, теперь восстанавливаемый.

Таков общий порядок обложения налоговой ставки 0% реализации товаров в режиме экспорта в Республику Казахстан. Теперь рассмотрим некоторые частные вопросы экспорта в Казахстан.
  1. Если налогоплательщик закупает товар у поставщику в Республике Беларусь и реализует данный товар покупателю в Казахстане, не завозя его в Россию, то такая отгрузка не облагается налогом на добавленную стоимость (п.1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России № ШС-37-3/8975@ от 12 августа 2010 года). Обложения НДС не происходит ввиду того, что местом реализации товаров будет не территория России, ведь товары продаются за ее пределами (п. 1 ст. 1 Протокола о товарах, статья 147 НК РФ).

  2. Российские продавцы, применяющие упрощенную систему налогообложения, ставку НДС 0% не применяют и соответственно счет-фактуру не выставляют, потому что на основании п. 1 ст. 1 Протокола о товарах нулевую ставку налога на добавленную стоимость при осуществлении операций экспорта в Республику Казахстан должны применять лишь плательщики НДС. Упрощенцы же в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ не признаются налогоплательщиками НДС, за вычетом налога, который платится на таможне при импорте, а также при договоре простого товарищества либо доверительного управления имуществом.
    Выставлять покупателю счет-фактуру упрощенцы не обязаны на основании п. 3 ст. 169 НК РФ, а также Письма Минфина № 03-07-13/1/0 от 22 июля 2010 года. В подтверждении того, что налогоплательщик применяет УСН, своему контрагенту в Казахстане можно направить письменное объяснение с приложением копии уведомления о применения упрощенного режима налогообложения.
    Казахские покупатели, подавая в налоговую инспекцию по месту учета заявление о ввозе товаров из России, указывают в нем стоимость завозимых товаров, исходя из любого другого документа, например, товарной накладной (пп. 4 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах, а также Письмо ФНС России № АС-4-2/7439@ от 10 мая 2011 года).

  3. При отгрузке необлагаемых НДС товаров в Республику Казахстан следует начислять налог по ставке 0%. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 149 НК РФ товары на территории России не облагаются НДС, ни Протокол о товарах, ни Соглашение ТС не освобождает от уплаты НДС отдельные категории товаров. Это разъясняет Минфин в своих письмах № 03-07-08/277 от 5 октября 2010 года, № 03-07-15/131 от 6 октября 2010 года. Следует добавить, что у налогоплательщика в такой ситуации возникает кроме того право на вычеты по товарам, реализованным в режиме экспорта казахским покупателям.

  4. Моментом определения налоговой базы при экспорте в страны Таможенного союза признается последний день квартала (30е или 31е число), в котором собран весь комплект документов. Как было сказано выше, документы для подтверждения экспортной отгрузки следует подавать в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней вместе с налоговой декларацией. Однако срок подачи налоговой декларации до 20го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Следовательно, налогоплательщик должен подать все документы, доказывающие нулевую ставку НДС, до 20го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. C этим согласны как специалисты ФНС в своем письме № КЕ-4-3/7675@ от 13 мая 2011 года, так и чиновники Минфина в письме № 03-07-08/81 от 1 апреля 2008 года.

  5. При вывозе товаров в режиме экспорта в Республику Казахстан через посредника налогоплательщику придется собрать дополнительные подтверждающие экспортные документы. К ним относятся агентский договор и договор поставки товаров в Республику Казахстан (п. 2 ст. 165 НК PФ, пп. 5 п. 2 ст. 1 Протоколa o товарах). Следует добавить, что в заявлении о ввозе казахского покупателя должен быть заполнен раздел 3. В этом разделе контрагенту из Казахстана следует отразить данные об агенте (принципале), его ИНН, КПП, а также реквизиты агентского договора. Это обязывает сделать подпункт 6 пункта 8 статьи 2 Протокола o товарах.
Шеронова Ольга Владимировна, аудитор Казанского юридического центра;

Теги:  декларация  налог  НДС  товарная накладная

Опубликовать:

Отзывы

13.08.2012 ООО "Баутраст-Комплект"

Аудит проведен на высоком профессиональном уровне. По итогам аудита даны ценные рекомендации...

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее