logo
Раскрытие информации эмитентами
Казанский Юридический Центр предоставляет широкий спектр услуг в сфере правового и финансового консалтинга. В 2008-2012 гг. Центр занимает 2 место в рейтинге юридических компаний РТ. В 2011-2012 гг. компания отобрана в качестве участника гос.программы «Начало дела».

Большие проблемы для маленьких

05.05.2009

Кризис, безжалостно треплющий мировую экономику, заставляет менеджеров предприятий всех уровней и форм собственности предпринимать срочные меры по спасению бизнеса. Безусловно, проблема денежного наполнения антикризисных программ чрезвычайно актуальна, поскольку какие бы меры по реструктуризации задолженности, сокращению расходов и т.д. не предпринимались, самым острым вопросом все равно останется вопрос привлечения инвестиций.

Одним из вариантов всегда был, а сегодня стал еще более актуальным государственный контракт. Плюсы государственного заказа очевидны, и основной из них – обеспечение предприятия гарантированно оплачиваемым заказом, который позволит загрузить мощности, избежать сокращения и остаться на плаву в это трудное и неспокойное время.

В бизнес сообществе сложилось мнение, что сфера государственных закупок – для крупных игроков, а малому бизнесу нечего и пытаться получить заказ от государства. Но это ошибка! Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон, регламентирующий сферу госзаказа) защищает интересы малого и среднего бизнеса, предоставляя определенные преимущества для «маленьких».

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель».ст.8 п.1 ФЗ-94.

Конечно, в случае участия представителя малого и среднего бизнеса в открытом конкурсе, где сумма контракта исчисляется десятками или сотнями миллионов рублей, шансов отобрать такой контракт у крупного игрока мало, однако нельзя забывать о наиболее подходящей форме размещения заказов для государственных нужд – запрос котировок.

Запрос котировок - это способ размещение заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Учитывая ограничение по сумме контракта (до 500.000 рублей) этот способ несет в себе достаточный потенциал для предприятий малого и среднего бизнеса.

После вступления в силу ФЗ-94 нарушений в сфере государственного заказа стало меньше. Однако, говорить о победе над коррумпированными чиновниками, естественно рано. Цель недобросовестных чиновников - передать государственный контракт заранее определенному поставщику. Чаще всего это наблюдается в запросе котировок – самой непрозрачной форме закупок.

Рассмотрим приемы, которые используют некоторые недобросовестные государственные заказчики, для того чтобы формально не нарушая закон, отдавать самые интересные контракты «своим» участникам.

- минимальная информация в техническом задании. Это отсутствие спецификаций, проектов, планов, сметы и прочего материала, который необходим для формирования конкурсного предложения. А «нужный» поставщик имеет всю необходимую информацию по «неофициальным» каналам.

- техническое задание, которое написано под «своего» поставщика. Если в спецификации подробно расписаны необходимые элементы без возможности предоставить аналог – это тот случай.

- название закупки не соответствует техническому заданию и проекту государственного контракта (разные названия предмета запросов котировок с точки зрения заказчика помогает избавиться от процедуры конкурса и ограничивает число участников).

- невыполнимые сроки поставки товара. Например, «свой» поставщик уже имеет этот товар на складе.

Еще один действенный способ избавиться от участников, который государственный заказчик использует еще на этапе информирования потенциальных участников – это ограничение доступа к информации, например:
- указанные в объявлении контактные телефоны оказываются совсем не контактными, а указанные лица либо в отпуске, либо вышли и т.д.;
- закупка размещается в другом разделе, в нужном, ее просто нет;
- публикуются не все документы, обязательные к опубликованию.

Очень часто используют технические приемы, затрудняющие получение документов с официального сайта (документация делается в графическом формате большого размера, либо документы не могут открыться в другой, новой, или еще хуже, старой версии программы).

Встречается и такое, что, заказчик не отвечает на письменные запросы или дает уклончивые, двусмысленные, формальные ответы, для того, чтобы не обвинили в игнорировании запроса и нарушении закона.

После проведения запросов котировок, заказчик не вывешивает или вывешивает с задержкой в Интернет протоколы с результатами рассмотрения или оценки, для того, чтобы не осталось времени на их обжалование.

Самый распространенный способ привести к победе «своего» поставщика при запросе котировок – представитель конкурсной комиссии заказчика, рассмотрев все котировки (а сделать это несложно, учитывая, что представители участников не присутствуют на рассмотрении котировок), сообщает «своему» участнику самую низкую цену. После чего тот подает последнее предложение, где цена отличается от ближайшей на десять копеек и выигрывает.

Еще долго можно перечислять все хитрости и уловки государственных заказчиков, пытающихся обойти закон, но остается вопрос: как же бороться с этим беспорядком? Какие меры принять, что бы получить возможность выиграть честным путем?

Волшебного рецепта не существует. Но «противоядие» есть. Необходимо (как бы банально не звучало) жестко и грамотно отстаивать свои интересы. Жестко – означает не бояться оспаривать действия госзаказчика (вдруг будет хуже) – практика показывает, что с предприятиями, которые бескомпромиссно борются за свои права конкурсные комиссии не связываются. Грамотно – либо самому изучать закон, практику и компетенцию контролирующих органов, либо обращаться за помощью к юридическим фирмам, специализирующимся на консалтинге в сфере госзаказа.

Почему же все-таки возникают такого рода проблемы? Как их свести до минимума? Сам по себе 94-ФЗ очень сложный и серьезный закон, созданный специально для того, что бы служить антикоррупционной нормой. Но так как он описывает практически всю сферу государственных закупок, считать его идеальным нельзя. Необходимо хотя бы исключить двусмысленность его толкований.

Думается, что еще много поправок будет внесено в 94-ФЗ, что в итоге приведет к его совершенству. И тогда, система проведения тендеров, которая несет в себе самую главную задачу - экономию государственного бюджета и обеспечение занятости населения, станет отлаженной и полностью исключит коррупцию из рядов государственных учреждений. 

Агапова Наталья, Назыров Тагир,
специалисты по государственным закупкам
Казанского юридического центра.



Опубликовать:

Отзывы

Все отзывы

Компания Казанский Юридический Центр не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее